Утилизация твердых коммунальных отходов в России. Следим за реформированием/созданием отрасли

Глобальный экологический контекст

С каждым годом приводить собственную экономическую активность и политические решения в соответствие с глобальной экологической повесткой стараются все больше субъектов – государства, транснациональные корпорации, средний и малый бизнес, отдельные граждане. Для страны, занимающей в рейтинге Global Green Economy Index 114-у позицию (из 130 стран, участвующих в исследовании), это должно быть особенно актуально.

«Глобальное потепление, ухудшение качества воздуха и загрязнение вод Мирового океана – все эти экологические проблемы, как правило, не воспринимаются жителями планеты так же обостренно, как постоянное увеличение объема твердых бытовых отходов (ТБО). Хотя вклад ТБО в совокупные выбросы углекислого газа ограничивается «скромными» 5% (энергетика, промышленность и сельское хозяйство, например, вредят экосистеме гораздо сильнее), угроза разрастания полигонов ТБО и свалок или строительство мусоросжигательных заводов в непосредственной близости от жилой инфраструктуры регулярно вызывают протесты населения в разных точках Земли», – выдержка из мартовского номера РБК «Зеленый – новый черный», целиком посвященного «Зеленой экономике».

Ситуация с ТКО в стране, «мусорная реформа» и наш вклад 

И это очень показательно на примере нашей страны. Так планируемая не первый год (а точнее с 2014го года, когда правительство решило серьезно взяться за «упорядочивание» рынка, разрабатывая полный пакет поправок в законодательство на протяжении 5ти лет) реформа отрасли ТКО (твердые коммунальные отходы - ФЗ-89 вводит именно этот термин взамен привычному ТБО) вступала в силу под аккомпанемент нескольких крупных обострений: в Волоколамске, Архангельской области и других регионах жители требовали разобраться со старыми полигонами и выступали против открытия новых, расположенных слишком близко к населенным пунктам. Несанкционированные свалки, десятки частных и муниципальных компаний, занимающихся вывозом и утилизацией отходов, отсутствие должной инфраструктуры, отсутствие «зеленого мышления» у населения, в том числе ввиду отсутствия должной системы просвещения… и 70 млн. тонн ТКО, образуемых в стране ежегодно (по данным Минприроды). 

Повестка Нацпроекта «Экология», утвержденного в конце 2018 г., предусматривает 11 федеральных проектов со сроком реализации в 2024 году, призванных системно ответить на накопленные годами экологические проблемы, в том числе вышеперечисленные в части обращения с ТКО. В рамках ФП «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» предполагается значительный ввод новых мощностей в сортировке и переработке отходов и, соответственно, увеличение доли ТКО, направленных на утилизацию (то есть переработку – в соответствии с определением из ФЗ-89), с 7% в 2019г. до 36% к 2024г., и доли ТКО, направленных на обработку (то есть сортировку), с 12% до 60% в том же временном отрезке. Финансирование проекта оценивается в 296 млрд. рублей, причем примерно треть из этих средств будет выделена из федерального бюджета.

Кроме того, в стране стартовала «мусорная реформа», меняется принцип организации системы: 1 января 2019г. в систему обращения с отходами ввели новое звено – региональных операторов, выбираемых субъектами на конкурсной основе и призванных отвечать за весь цикл работы с отходами в регионе, а также развивать соответствующую инфраструктуру. Кроме региональных операторов появился еще и федеральный регуляторный орган – ППК «Российский экологический оператор», который призван сопровождать ход «мусорной» реформы, создавать условия для вхождения инвесторов и привлекать инвестиции в отрасль, осуществлять просветительскую деятельность, аккумулировать и развивать компетенции в сфере обращения с ТКО, инициировать изменения в законодательстве – оправданные и необходимые. 

Компания «Брайт» еще в 2011-2012гг., выполняла проект по реформированию системы обращения с ТБО в Москве (столичный объем отходов составляет более 12% от объемов по стране в целом), в рамках которого была разработана и защищена «Комплексная программа реформирования сферы обращения с отходами г. Москвы», основанная на существующем на тот момент положении предприятий (ГУП "Экотехпром" и МГУП "Промотходы") в отрасли, анализе международного опыта в данной сфере, выбранной модели развития каждого предприятия и экономической эффективности. Еще тогда мы обращали особенное внимание на исчерпанность полигонов, дефицит мощностей по сортировке и утилизации отходов, тарифы, которые не покрывали расходов отрасли и потребности в капитальных вложениях, необходимость создания привлекательных условий для частных инвестиций, целесообразность наличия единого оператора, ответственного за весь цикл обращения с ТКО от транспортировки до утилизации, а также организацию как минимум двухконтейнерного сбора отходов (для органических отходов и отдельно для стекла, пластика, бумаги и металла – фракций, подлежащих дальнейшей переработке). Все это сопровождалось расчетами и основательной доказательной базой, накопленной нашими экспертами почти за год работы над проектом. 

Созвучные результатам того проекта инициативы – случайное совпадение или свидетельство их оправданности и пройденной проверки временем – мы наблюдаем сейчас в ходе «мусорной реформы», только пока на примере других регионов (городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю власти отвели три года на переход к новой модели). В какой-то мере это позволяет нам ощущать себя причастными к происходящим в отрасли изменениям. Кроме того, наши внутренние корпоративные и частные инициативы наших сотрудников (раздельный сбор мусора и адресное направление его на переработку) характеризуются сознательностью взаимоотношения с окружающей средой, и на локальном уровне вносят вклад в «дело». За что агитируем и наших читателей.

Продолжаем следить за изменениями в «мусорной» отрасли и информировать вас о существенных сдвигах.

Больше новостей