Объем непубличных закупок за 2018 год, по данным Счетной палаты, превысил 7% ВВП. По просьбе РБК партнер BRIGHT прокомментировал эту тему

Информация о закупках на сумму около 7,5 трлн руб., или более 7% ВВП, не проходила через Единую информационную систему (ЕИС) в 2018 году. Об этом свидетельствует поступивший в РБК мониторинг Счетной палаты, посвященный государственным закупкам и закупкам госпредприятий.

Скрытые тендеры

Закупки, проведенные через ЕИС, составили в прошлом году 16,7 трлн руб. А весь объем договоров, включая непубличные, оценивается в 24,2 трлн руб., показала отчетность корпоративных заказчиков. Разница составила 7,5 трлн руб. — вдвое больше, чем в предыдущем году (3,4 трлн руб.).

Скрытые закупки ведут к ограничению конкуренции, росту рисков неэффективного расходования бюджетных средств, что сдерживает рост экономики, подчеркивают в Счетной палате. По данным Минфина, объем закрытых закупок, включая гостайну и закупки, которые правительство засекретило особыми решениями, составил 808 млрд руб. в 2018 году.

Низкая экономия и конкуренция 

Уровень конкуренции остается низким — около трех заявок на лот, а показатели относительной экономии за последние два года снижаются, выявил мониторинг. «Несмотря на значительные бюджетные расходы, ежегодно направляемые на совершенствование системы государственных и корпоративных закупок, заметных положительных изменений не происходит», — констатировали в ведомстве.

Ключевая проблема — в отсутствии во многих секторах стабильного конкурентного предложения, пояснил РБК управляющий партнер консалтинговой компании Bright Денис Абакумов. «Вы можете сколько угодно придумывать самые изощренные законы и процедуры, но если на рынке нет поставщиков, подрядчиков или их количество сильно ограничено, в том числе из-за санкций, то вы не сможете получить хорошую цену», — отметил Абакумов. В России далеко не все рынки обладают признаками чистой конкуренции. «Главная задача системы закупок — удовлетворить потребность заказчика: поставить оборудование в срок, вывести квалифицированного подрядчика на объект и т.д. И цена, с точки зрения заказчика, не главный фактор успешности», — подчеркнул эксперт. 

Но даже при наличии конкуренции происходят закупки по завышенным ценам. Чтобы снизить «человеческий фактор» и коррупционные риски была запущена Единая информационная система. С 2019 года заказчики обязаны проводить все закупки в электронной форме. Но мониторинг выявил ненадежность системы. 21% всего периода действия она была недоступна из-за профилактических работ. Перегрузки и технические неполадки затрудняют доступ бизнеса к закупкам, ведут к срывам сроков и привлечению заказчиков к административной ответственности, утверждают аудиторы.

Главным изменением в сфере закупок в 2018 году был перевод «бумажных» закупок в электронную форму. С июля заказчики могут проводить конкурс, запрос котировок, предложений в электронной форме. Однако этот механизм пока непопулярен: доля таких закупок составила менее 1% по итогам года.

Нет смысла переводить все закупки в электронные торги, считает Абакумов. «Системы электронных закупок способны обеспечить полный цикл только для стандартизированных товаров и услуг с однозначной связью между ценой и качеством. Любое сложное оборудование, многосоставная услуга со сложной системой тарификации требуют очных переговоров, начиная от обсуждения технических заданий и заканчивая финальным подписанием контракта», — пояснил эксперт.

Финансовая нагрузка возросла

С октября 2018 года изменились правила обеспечения заявки на участие в госзакупках (44-ФЗ) и закупках госкомпаний у субъектов МСП (223-ФЗ). Также заработал Единый агрегатор торговли, что предусматривает дополнительную комиссию от начальной максимальной цены контракта. Отдельной статьей расходов заказчика остаются издержки на обучение сотрудников из-за постоянно меняющегося законодательства, указали в Счетной палате

Объем нарушений практически утроился

Общая сумма выявленных Счетной палатой нарушений при закупках составила 293,7 млрд руб. — в 2,8 раза выше, чем за 2017 год. Традиционно большинство нарушений (74,6%, или 219,7 млрд руб.) связано с начальной минимальной ценой контракта. При этом законодательство не регулирует ценообразование при закупках.

Подробнее на www.rbc.ru/economics

Больше новостей